Военные флоты XII века

 

1. Краткая история развития военных флотов

Долгое время военные корабли развивались достаточно медленно. Несколько веков основным кораблем эскадренного боя оставался парусный линейный корабль. Деревянные парусники служили до 30 и более лет, пока их корпуса сохраняли прочность. Во флоте Объединения рекорд поставил фрегат «Тингон», построенный целых 64 года назад! К гибели крупного корабля фактически мог привести только пожар, бороться с которым среди дерева и парусины было крайне сложно. А попадания десятков ядер в толстые деревянные борта оказывались как дракону дробина. Именно эта неуязвимость задерживала появление железных кораблей. Хотя железный корпус был более легким и прочным, он легко пробивался ядрами.

Сначала изобретение паровой машины практически не повлияло на военный флот. Первые колесные пароходы не годились для боевых действий. Главная причина заключалась в уязвимости колес, которые при первом же попадании выходили из строя, а попасть в них было достаточно легко. К тому же колеса делали невозможным размещение орудий на существенной части бортов. Ситуация изменилась с изобретением гребного винта, что сразу же устранило оба названных недостатка. И вот в 1056 году Об. в Биаррийском союзе был построен первый парусно-винтовой линейный корабль «Свобода». Стоит отметить, что в Объединении аналогичный корабль «Гайанди» был заложен на несколько месяцев раньше, но в силу ряда обстоятельств он был спущен на воду на год позже. После этого почти все новые корабли оснащались паровыми машинами, кроме того, активно шло переоборудование старых кораблей. Немногочисленные новые военные парусники были исключительно малыми: фрегатов, а тем более линейных кораблей среди них не было.

Вторым важным фактором, определившим современное состояние военных флотов, было создание разрывных бомб для корабельных орудий. Устройство бомбы было достаточно простым: она представляла собой полое ядро, заполненное порохом, с фитилем, загоравшимся при выстреле. Первые же опыты показали полную беззащитность самых сильных кораблей перед новым снарядом. При удачном взрыве в деревянном борту появлялись огромные дыры, а пожар становился почти неминуемым.

Закономерным следствием появления бомбических орудий стала идея бронированного корабля, против которого они были бы бессильными. Между появлением и реализацией идеи прошло около десяти лет, причем дело было не только в консерватизме: первые опыты с относительно тонкой броней из нескольких слоев железных листов показали, что она не обеспечивает практически никакой защиты. Только переход к толстым кованым плитам толщиной позволил обеспечить требуемую неуязвимость.

Первый в мире броненосец «Гражданин» вошел в строй в 1082 году опять же в Биаррийском союзе. Биаррийские кораблестроители планировали построить океанский броненосец из железа, однако такой проект был осуществлен несколько позднее. Понимая, что сохранить в тайне строительство совершенно нового корабля скорее всего не удастся, адмиралтейство приняло решение переоборудовать в броненосец строящийся деревянный корабль, чтобы существенно опередить соперников. В результате первый броненосец оказался не слишком удачным кораблем. Хотя он и был неуязвимым для орудий своего времени, но под броней сохранил все недостатки, свойственные деревянным кораблям – огнеопасность и плохую живучесть, обусловленную невозможностью разделения на действительно водонепроницаемые отсеки. Биаррийское адмиралтейство прекрасно сознавало все это, поэтому вскоре были заложены два броненосца с железным корпусом.

Как в Объединении, так и в Пардвене достаточно скоро узнали о строительстве «Гражданина» и заложили свои броненосцы. Судьба их сложилась по-разному. В Пардвене решили построить броненосец, существенно превосходящий биаррийский корабль по огневой мощи. По проекту на ДВУХ батарейных палубах планировалось установить более пятидесяти пушек; кроме того, он впервые в истории кораблей с древних времен был вооружен тараном в виде стального конуса. Корабль оказался на редкость неудачным. Мало того, что как и «Гражданин», пардвенский корабль был деревянным, так еще и пушечные порты нижней палубы располагались на малом расстоянии над ватерлинией, а остойчивость «Дакдакара» была просто отвратительной: по расчетам, корабль мог выдержать крен всего в 20 градусов. Неудивительно, что в первом же плавании броненосец пошел на дно. Броненосцы с двумя батарейными палубами с тех пор больше не строились, хотя не исключено, что в принципе построить такой корабль с требуемыми ходовыми качествами вполне возможно.

Морской штаб Объединения, в отличие от Биарры и Пардвены, торопиться не стал. Исходя из того, что в ближайшие несколько лет война невозможна, и понимая, что опередить соперников не удастся, корабелы Объединения решили взять качеством. Броненосный фрегат «Рамбутан» был целиком построен из железа, что позволило не только значительно облегчить его корпус, но и осуществить эффективное разделение на водонепроницаемые отсеки. На протяжении всей длины корабль имел двойное дно; выше его располагались продольные и поперечные герметичные переборки. Броневые плиты пояса были выполнены очень тщательно: выступы одной плиты заходили в пазы другой, что обеспечивало отличную прочность всей брони, но представляло такую сложность при изготовлении, что более подобная технология уже не повторялась. Хорошо было продумано расположение артиллерии: пушки помещались на поворотных платформах, и при обычных углах обстрела «Рамбутан» имел очень узкие орудийные порты. Кроме того, он отличался острыми обводами корпуса и большим отношением длины к ширине (недопустимым для деревянного корабля), в результате чего оказался значительно быстроходнее своих соперников. Однако за качество пришлось заплатить. Во-первых, корабль оказался слишком дорог, во-вторых, он вошел в строй на два года позже первого биаррийского броненосца. В результате целый год Биаррийский союз располагал тремя броненосцами (к первому добавились два железных, о которых уже говорилось выше), в то время как во флоте Объединения не было ни одного. В настоящее время броненосный фрегат «Рамбутан» входит в состав Северно-Чегурского флота. Кроме «Рамбутана», по этому проекту был построен броненосец «Мемембенг» (в составе Арандийского флота).

В 1094 году в Объединении были заложены первые батарейные броненосцы типа «Чаморра». К настоящему времени (1116 г. Об.) из этой серии в строй вошли: головной корабль серии «Чаморра», «Мичир», «Марбунгу», «Деатана» и «Коин». Еще три («Ларбар», «Кэраэнг» и «Мангуа») строятся.

Невозможность обеспечить на парусном корабле достаточные углы обстрела для стреляющих через порты орудий давно служила причиной головной боли у конструкторов разных стран. При переходе на паровую тягу идея создания вращающейся бронированной орудийной платформы – орудийной башни – была осуществлена практически одновременно в Биарре и Объединении, причем конструкции башен заметно различались. Конструкция, принятая в Объединении, опиралась на ролики, перекатывающиеся по кольцевому погону, что обеспечивало ей большую устойчивость по сравнению с биаррийской, в которой башня вращалась на центральном штыре. Биаррийцы использовали для вращения механический (паровой) привод, тогда как в Объединении ориентировались на ручную силу.

Первые башенные броненосцы были предназначены для береговой обороны и не приспособлены для дальнего плавания. Как и в постройке броненосцев вообще, приоритет в строительстве башенных броненосцев принадлежит Биаррийскому союзу. Корабль «Содружество» был спущен на воду в 1099 году. Его особенностью является мощный таранный форштевень. Броненосец Объединения «Халлу-Банги», построенный на год позже, тарана не имеет, однако в остальном похож на «Содружество».

Дальнейшим развитием башенных броненосцев являются океанские корабли. В Объединении таковыми являются «Элка Бурамаи» и «Наджер Рамбалли». Биаррийский союз располагает тремя аналогичными кораблями.

Несмотря на постройку достаточно большого числа броненосцев, к настоящему времени они не смогли вытеснить деревянные корабли. Парусно-винтовые линейные корабли по-прежнему остаются важнейшей составной частью флотов всех держав. Но если вдруг начнется война, она все расставит по своим местам: ведь исход боя броненосца и деревянного корабля очевиден.

2. Организация военно-морского флота Объединения

Для начала – несколько слов о классификации кораблей. Как линейные корабли, так и фрегаты имеют полное парусное вооружение. В зависимости от количества орудий линейные корабли делятся на 3 ранга: первый – более 100 пушек, второй – от 80 до 100, третий – от 60 до 80. Признаком, по которому корабль относится к данному классу, является наличие нескольких батарейных палуб и, естественно, более 60 орудий. Фрегаты имеют меньшее число орудий (1 ранга – от 46 до 60, 2 ранга – от 32 до 46), установленных на одной батарейной палубе.. Более легкие корабли именуются в зависимости от парусного вооружения (при полном – корвет). Для броненосцев была создана отдельная классификация, по которой корабли типов «Рамбутан», «Чаморра» и «Наджер Рамбалли» (да, даже этот тип – несмотря на малое количество орудий) являются броненосными фрегатами, а типа «Халлу-Банги» – броненосцами береговой обороны.

Военно-морские силы Объединения делятся на четыре флота, названных по основным местам базирования: Северно-Чегурский (Чаморрский), Южно-Чегурский (Ларбарский), Западно-Чегурский (Гайандийский) и Арандийский. Отметим, что базирование флота на определенной территории не означает того, что на нем служат местные уроженцы.

Западно-Чегурский флот является самым слабым из них. В нем наиболее высока доля чисто парусных кораблей. Также в составе этого флота больше всего малых кораблей. Причина этого очевидна и состоит в том, что война с западными соседями наименее вероятна, и главная задача Гайандийского флота заключается в борьбе с контрабандой, что требует наличия большого количества малых быстроходных кораблей. Зона ответственности – все западное побережье, основные базы – Гайанди и Бидуэлли. Броненосцев, естественно, нет.

Задачей Южно-Чегурского флота является противодействие возможным агрессивным действиям Пардвены или ее сателлитов. По количеству линейных кораблей он существенно превосходит предыдущий и практически не уступает двум остальным. Почти все линейные корабли и большая часть фрегатов оснащены паровыми машинами. Зона ответственности – южное и восточное (до полуострова Онтал) побережье Чегура, основные базы – Марбунгу, Миджир, Ларбар и Тардокко. В составе Ларбарского флота имеются броненосцы «Наджер Рамбалли» (башенный), «Миджир» и «Марбунгу» (батарейные).

Арандийский флот, что очевидно, предназначен для прикрытия границ Объединения с востока. Парусных линейных кораблей в его составе вообще нет (все парусно-винтовые), фрегатов – только три. Зона ответственности – восточное побережье Аранды и южная часть западного, а также восточная часть Мунгаи. Основные базы – Деатана, Мангуа, Чамиланг, Лалаби, Легаэ. Броненосцы – «Мемембенг» и «Деатана» (батарейные), «Элка Бурамаи» (башенный).

Северно-Чегурский флот является, в сущности, резервным. Его задача – прикрытие подступов к столице, а при возможности – содействие Ларбарскому и Арандийскому флотам и. По силе Чаморрский флот примерно равен Ларбарскому. Зона ответственности – восточное побережье Чегура (к северу от Марбунгу), западное побережье Аранды (к северу от Деатаны) и запад Мунгаи. Основные базы – Чаморра, Коин, Бунчил и Новый Биан. В составе этого флота больше всего броненосцев: батарейные «Рамбутан», «Чаморра» и «Коин», а также четыре башенных броненосца береговой обороны типа «Халлу-Банги».

Главнокомандующим флота (так же, как и армии) официально считается король. Для управления всеми флотскими делами в 1079 году был образован Морской штаб Объединения, имеющий в своем составе следующие департаменты: кораблестроения (проектирование и постройка новых кораблей); снабжения (закупка и производство всего необходимого); разведки (сбор информации о флотах иных держав и контрразведка); стратегического планирования (разработка планов войны на море). Во главе Морского штаба стоит морской советник.

 

Джалмарид

 

 

 

Иллюстрации

Начало раздела

На Главную

 

Используются технологии uCoz