Мардийское действо – театр Мэйана

 

ДЕЙСТВО МАРДИЙСКОЕ: в городе Марди при храме Владыки Гибели и Судии Праведного начиная с 1 в. Об. известны лицедейские представления, восходящие, как предполагается, еще к дибульским временам. Первоначально действо развертывалось на походной телеге, позже – на особом деревянном помосте; в начале 6 в. Об. в Марди был выстроен первый каменный балаган. Представление включает в себя чтение нараспев, пение и пляску. «Действами» называют также стихотворные тексты постановок: многие из них сохранились с 1-2 вв. Об., однако при каждом новом представлении в стихотворный текст обычно вносятся хотя бы незначительные изменения на злобу дня.

Содержание действ может быть различным: есть постановки из старинной и из современной жизни, действа сказочные и приближенные к действительности, скорбные и потешные – но главный их смысл неизменно благочестивый. Основу действа составляют пять ролей, соответствующих пяти простым силам мироздания: Герой (Закон), Сподвижник (Добро), Злодей (Зло), Безумец (Вольность) и Праведник (Равновесие). При этом «роль» отличается от «личины» (или «действующего лица»). Например, у Джакилли Мембери в действе «Правосудие князя Вонгобула» лицедей Лайави нес личину Князя, и при этом исполнял роль либо Безумца, либо Праведника, а сам Джакилли под личиной палача играл роль Сподвижника или Злодея. Искусство поэта и постановщика состоит, в частности, в том, чтобы распределение ролей не было очевидно с самого начала, но выявилось в самый напряженный миг действа (так, Злодей до поры может притворяться Сподвижником, Герой – Безумцем и т.п.). Поскольку одно действо ставится многократно, соотношения между «действующими лицами» и «ролями» может не раз меняться от представления к представлению. Хор в основном поет и пляшет, но отдельные его участники могут выступать и с самостоятельными короткими речами (обозначая второстепенных действующих лиц). Так, в том же «Правосудии» хор составляют «колодники», но над некоторыми из них Князь по ходу представления вершит суд и они рассказывают о своих преступлениях).

Лицедеи выходят на помост в густом гриме и в одеяниях, чей цвет намекает на занятия «действующего лица» (красное означает воина, зеленое – мореплавателя и пр.). Исполнение старинных действ (и новейших, но сочиненных по старинному образцу) требует подготовки: разучивания дибульских стихов и особых правил их произнесения, отработки напевов и танцевальных движений. В Марди есть постоянные артели лицедеев, однако участие в действе считается отнюдь не презренным, а напротив, богоугодным делом и к постановкам почти всегда привлекаются любители (часто именно они составляют хор). В старинных действах пение не сопровождается игрой на музыкальных инструментах; новейшие постановки могут использовать барабаны, трубы, гусли или сазы (как правило инструменты включаются в ход действа, то есть на них играют участники хора или кто-то из действующих лиц). Часто действующих лиц женского пола играют мужчины и наоборот.

 

Используются технологии uCoz