Мардийское
действо – театр Мэйана |
ДЕЙСТВО МАРДИЙСКОЕ: в городе Марди при храме Владыки
Гибели и Судии Праведного начиная с 1 в. Об. известны лицедейские представления, восходящие, как
предполагается, еще к дибульским временам.
Первоначально действо развертывалось на походной телеге, позже – на особом
деревянном помосте; в начале 6 в. Об. в Марди был выстроен первый каменный балаган. Представление
включает в себя чтение нараспев, пение и пляску. «Действами» называют также
стихотворные тексты постановок: многие из них сохранились с 1-2 вв. Об., однако при каждом новом
представлении в стихотворный текст обычно вносятся хотя бы незначительные
изменения на злобу дня.
Содержание действ может быть различным: есть постановки
из старинной и из современной жизни, действа сказочные и приближенные к
действительности, скорбные и потешные – но главный их смысл неизменно
благочестивый. Основу действа составляют пять ролей, соответствующих пяти
простым силам мироздания: Герой (Закон), Сподвижник (Добро),
Злодей (Зло), Безумец (Вольность) и Праведник (Равновесие). При этом
«роль» отличается от «личины» (или «действующего
лица»). Например, у Джакилли Мембери
в действе «Правосудие князя Вонгобула» лицедей Лайави нес личину Князя, и при
этом исполнял роль либо Безумца, либо Праведника, а сам Джакилли
под личиной палача играл роль Сподвижника или Злодея. Искусство поэта и
постановщика состоит, в частности, в том, чтобы распределение ролей не было
очевидно с самого начала, но выявилось в самый напряженный миг действа (так,
Злодей до поры может притворяться Сподвижником, Герой – Безумцем и т.п.).
Поскольку одно действо ставится многократно, соотношения между «действующими
лицами» и «ролями» может не раз меняться от представления к представлению. Хор
в основном поет и пляшет, но отдельные его участники могут выступать и с
самостоятельными короткими речами (обозначая второстепенных действующих лиц).
Так, в том же «Правосудии» хор составляют «колодники», но над некоторыми из них
Князь по ходу представления вершит суд и они
рассказывают о своих преступлениях).
Лицедеи выходят на помост в густом гриме и в одеяниях,
чей цвет намекает на занятия «действующего лица» (красное означает воина,
зеленое – мореплавателя и пр.). Исполнение старинных действ (и новейших, но
сочиненных по старинному образцу) требует подготовки: разучивания дибульских
стихов и особых правил их произнесения, отработки напевов и танцевальных
движений. В Марди есть постоянные артели лицедеев, однако участие в действе
считается отнюдь не презренным, а напротив, богоугодным делом и к постановкам
почти всегда привлекаются любители (часто именно они составляют хор). В
старинных действах пение не сопровождается игрой на музыкальных инструментах;
новейшие постановки могут использовать барабаны, трубы, гусли или сазы (как правило инструменты включаются в ход действа, то есть на них
играют участники хора или кто-то из действующих лиц). Часто действующих лиц женского пола играют
мужчины и наоборот.