ПЯТЬ ПАЛОМНИКОВ – мэйанская игра для двух игроков. Состоит в угадывании одним игроком задуманного другим игроком сочетания пяти «паломников». «Паломники» относятся к восьми «занятиям» («воины», «жрецы», «купцы», «лекари», «музыканты», «охотники», «рыцари», «чародеи») и расставляются по пяти «местам» (от «первого» до «пятого») Необходимо угадать как «занятия» задуманных «пяти паломников» (причем разновидности в пределах данного сочетания могут повторяться), так и их «места» (например: «первый – воин, второй – купец, третий – лекарь, четвертый – чародей, пятый – лекарь»). Угадывающий выдвигает свое предположение (называет какое-либо сочетание «паломников»), задумавший дает ответы: «так» (мэй. «джа») – для каждого паломника, чье «занятие» и «место» угаданы верно, и «не так» (мэй. «ме») – для каждого, чье «занятие» угадано, но «паломник» поставлен не на то «место». Далее, с учетом ответов задумавшего, угадывающий предлагает следующее сочетание, и т.д. Когда задуманное сочетание угадано, игроки меняются ролями. В целом выигрывает тот, кто угадает задуманных «пятерых паломников» с меньшего числа попыток; обычно успешным считается выигрыш с пятой-шестой попытки.  Игра может вестись на доске, расчерченной особым образом (см. рисунок) с помощью фигурок восьми цветов (соотв. красные, пестрые, желтые, зеленые, белые, коричневые, черные и лиловые фигурки, набор для игры включает по 12 фигурок каждого цвета) или же на листе бумаги, на вощаной доске и т.п., когда значки «паломников» рисуются от руки.  В Мэйане 6 в. Об. «Пять паломников» считаются игрой, развивающей ум, приличной для жрецов, грамотеев и всех просвещенных лиц.

 

Для примера приведем отрывок из «Повести о “Пяти паломниках”»:

Действующие лица — благородный Ревандра, умбинский дворянин, мохноножка Динни и мастер Байджи, устроитель стихий (но НЕ Байджи Ларбарский!) См., если интересно, о тех же персонажах «Повести о благородном Ревандре» и «Рассказы о Байджи, устроителе стихий». Действие происходит в Ви-Баллу, в жилых покоях мохнонога Джилла Ларко, крупного торговца и банкира. Ревандра и его друзья, в том числе Динни, несколько часов назад спасли устроителя Байджи из заточения, где тот находился по причине несогласия с князем Атту-Варрой Баллуским в вопросах искусства.

 

«Ревандра вертел в руках одну из деревянных фигурок.

— У меня такое чувство, друзья мои, что поиски наши не продвинутся к цели, пока мы не разберемся, как играют в этих «паломников». Надо найти умелого игрока. Вы не спрашивали, Динни, нет ли такого здесь, в доме Джиллов?

Динни на мгновение задумалась. А потом подскочила:

— Есть! Байджи! Он наверняка если и не мастер игры, то хоть правила знает!

Все вернулись к ложу бывшего устроителя. Он как раз трапезничал: жевал сало без хлеба, запивал водкой.

— У нас к Вам дело, мастер. Вы играете в «пять паломников»?

Байджи отложил кусок сала. Обтер руки об одеяло, закурил трубочку.

— Играю. А что?

— Мы хотим с Вами сыграть.

— Не то чтобы я сейчас хорошо соображал.

— Но правила Вы помните?

— Более или менее.

— Сыграем. Скажем, на десять ланг.

— Мне поставить нечего.

— Ставьте Вашу рубаху. Или штаны.

— Они того не стоят.

— Не важно. Итак?

Динни поставила на стол доску с «паломниками».

— Мы играть не умеем. А деньги Вашему семейству пригодятся. Валяйте, объясняйте, как играть.

— Это просто. Всего восемь разновидностей фигурок разных цветов. Возьмите пять из них, чтобы я не видел, какие.

— Цвета в нашей выборке могут повторяться?

— Сколько угодно. Там в ящике должна быть такая крышечка. А на доске пять линеек. И поперечные полоски: получаются клеточки.

— Тут линеек больше. Пять пошире и пять поуже.

— Узкие для другого. Еще должны быть этакие бляшки: синие и рыжие.

— Ага, есть.

— Стало быть, расставляете Вашу выборку на пять широких клеток, ближайших к Вам. И закрываете крышечкой. Расставили?

— Да.

Байджи сел на постели, чтобы удобнее дотянуться до доски.

— Я должен угадать, каких «паломников» вы выбрали и в каком порядке их расставили. Давайте мне оставшихся «паломников». А бляшки оставьте себе. Я буду предлагать свои выборки. Если я угадал цвет, но не место, Вы ставите мне за каждую отгадку по одной синей бляшке. Если и цвет, и место — то по рыжей. Для этого и служат узкие клетки. Бляшки надо ставить на ту же строчку, где моя подборка.

— И на те места, которые Вы угадали?

— Да нет, конечно! Иначе все будет слишком просто. В любом порядке. Принято так: сначала рыжие, потом синие.

— А если у нас вообще такого цвета нет, как Вы предложите?

— Значит, не ставите ничего. Начали!

Байджи выставил на доске, на строчке, ближней к нему, фигурки трех Охотников и двух Рыцарей.

— Один такой у нас есть. Но место Вы не угадали.

— Ставьте синюю бляшку.

Вторую строку Байджи занял тремя Чародеями, Охотником и Лекарем.

— Две синих.

Байджи поставил трех Музыкантов, Чародея и Охотника.

— Одного угадали, другого нет. Рыжая и синяя.

— Так. Дайте-ка подумать.

— А со скольких попыток Вы должны угадать наш подбор?

— Это как условимся. Или просто потом сравним, со скольких попыток я угадаю, а со скольких Вы. Чем меньше проб, тем лучше. Опытные мастера играют на пять ходов.

На четвертой строке выстроились двое Купцов, Лекарь, Музыкант и Охотник.

— Вы же, вроде, уже отгадали Чародея. Что же Вы его убираете?

— Кого я отгадал, это Вы мне не подсказывайте. Я проверяю, какие еще могут быть возможности.

— И зря. Две синих.

— Ясно. Лекарь, Рыцарь, Воин, Чародей, Музыкант.

— Это уже лучше. Четыре синих. Почти весь наш состав, только все не на своих местах.

— Рыцарь, Лекарь, Музыкант, Жрец, Чародей.

— Четыре раза — рыжие. Блестяще!

— Чего блестящего-то? Значит, так. Проверим по порядку. Охотников у Вас быть не может: согласно строчке первой. Либо Охотник, либо Рыцарь. Жрецов тоже: иначе бы в последний раз Вы прибавили бляшек.  И Воинов нет. И Купцов нет.

Нету.

— Один Чародей и один Лекарь есть точно: согласно строчке второй. И есть один Музыкант: видимо, в третьем столбце. Это я его угадал в третьей попытке.

— А Чародея не угадали.

В первых трех столбцах Чародея быть не может: по строчке второй. И в четвертом: по строчке четвертой. Значит, он точно в пятом столбце.

— Не придерешься.

— Рыцарь в первом столбце. Судя по строчкам первой, четвертой и пятой. Лекаря надо куда-то приткнуть. И еще кого-то пятого найти. А мы уже, кажется, все цвета перебрали. Ага! Двух Лекарей мы еще не пробовали?

— Ни разу.

— Значит, так тому и быть: Рыцарь, Лекарь, Музыкант, Лекарь, Чародей.

Динни сняла крышечку со своей строчки. Там стояли: черный Рыцарь в первом столбце, дальше зеленый Лекарь, белый Музыкант, снова Лекарь и пятым — лиловый Чародей.

— Вы молодец, Байджи.

— С седьмой попытки: скверно.

 

1

Охотник

Охотник

Охотник

Рыцарь

Рыцарь

 

 

 

 

2

Чародей

Чародей

Чародей

Охотник

Лекарь

 

 

 

3

Музыкант

Музыкант

Музыкант

Чародей

Охотник

+

 

 

 

4

Купец

Купец

Лекарь

Музыкант

Охотник

 

 

 

5

Лекарь

Рыцарь

Воин

Чародей

Музыкант

 

6

Рыцарь

Лекарь

Музыкант

Жрец

Чародей

+

+

+

+

 

7

Рыцарь

Лекарь

Музыкант

Лекарь

Чародей

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыцарь

Лекарь

Музыкант

Лекарь

Чародей

 

 

 

 

 

 

— Теперь Вы загадайте. Мы отвернемся.

Байджи расставил свои фигурки под крышкой.

— Вообще-то если уметь считать, можно догадаться, какие фигурки Вы выбрали, глядя на оставшиеся.

Во первых, порядка их расстановки Вы так не узнаете. И потом, это не принято. Для того фигурок в набор и кладут помногу, чтобы на глаз их труднее было сосчитать.

— Ладно. Мы предлагаем: трех Лекарей и двух Жрецов.

— Одна рыжая.

— Три Лекаря, Рыцарь и Жрец.

— Предложение не принимается. Будь так, я бы в первый раз выставил Вам аж четыре рыжие бляшки. Надо заменить всех, кроме кого-то одного. Такие правила.

— Ладно. Лекарь, два Рыцаря, два Купца.

— Другое дело! Две синих.

— Жрец, Лекарь, три Музыканта.

— Опять-таки, если Вы оставляете Жреца, то Лекарь Вам не нужен, и наоборот. Потому что, следуя строчке первой, я задумал только кого-то одного из этих двоих.

— Ну, тогда пусть будут Жрец, Воин и Музыканты.

— Не годится. Из второй строчки надо оставить двоих, только поместить их в другие столбцы. Два-то цвета, хотя и не места, Вы угадали!

— Прав Светлый Князь Атту-Варра: с Вами, Байджи, не сговоришься. Хорошо: Музыкант, Лекарь, Купец, два Музыканта.

— Две рыжих, одна синяя.

— Купец, Лекарь, Охотник, Музыкант, Чародей.

— Три рыжих, две синих.

— Поменяем местами Чародея и Музыканта.

— Всё. Угадали.

Байджи поднял крышку над своей выборкой. И точно: желтый Купец, зеленый Лекарь, коричневый Охотник, лиловый Чародей, белый Музыкант.

 

1

Лекарь

Лекарь

Лекарь

Жрец

Жрец

+

 

 

 

 

2

Лекарь

Рыцарь

Рыцарь

Купец

Купец

 

 

 

3

Музыкант

Лекарь

Купец

Музыкант

Музыкант

+

+

 

 

4

Купец

Лекарь

Охотник

Музыкант

Чародей

+

+

+

5

Купец

Лекарь

Охотник

Чародей

Музыкант

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купец

Лекарь

Охотник

Чародей

Музыкант

 

 

 

 

 

 

Бывший устроитель стихий стащил с плеч рубаху. Под одеялом выбрался из штанов. Подал то и другое мохноножке — так лицедей, играя побежденного воина, вручал бы супостату свой деревянный меч. Динни сказала:

— Вы настоящий мастер игры. В Вашем-то хвором состоянии, да с первого раза объяснить новичку всё так, чтобы он Вас обыграл… Нет, Вы просто умница, Байджи!

— Многое зависит от дарований ученика. Проигрыш есть проигрыш. Две строчки! Позор!

— Не грустите. Одежку Вашу я, так и быть, заберу. Выстирать ее не мешает. Да и Вам искупаться, после тюрьмы-то! Я скажу, чтобы баню приготовили.

— Потом. Сначала дело.

— Которое?

— Спасение живой твари. В моем лице.

С этими словами мастер Байджи снова приложился к бутылке

 

См. рисунок

 

Используются технологии uCoz