ПЯТЬ
ПАЛОМНИКОВ – мэйанская игра для двух игроков. Состоит
в угадывании одним игроком задуманного другим игроком сочетания пяти
«паломников». «Паломники» относятся к восьми «занятиям»
(«воины», «жрецы», «купцы», «лекари», «музыканты», «охотники», «рыцари»,
«чародеи») и расставляются по пяти «местам» (от «первого» до «пятого»)
Необходимо угадать как «занятия» задуманных «пяти паломников» (причем
разновидности в пределах данного сочетания могут повторяться), так и их «места»
(например: «первый – воин, второй – купец, третий – лекарь, четвертый –
чародей, пятый – лекарь»). Угадывающий выдвигает свое предположение
(называет какое-либо сочетание «паломников»), задумавший дает ответы: «так» (мэй. «джа») – для каждого паломника, чье «занятие» и «место» угаданы верно, и «не так» (мэй. «ме») – для
каждого, чье «занятие» угадано, но «паломник» поставлен не на то «место».
Далее, с учетом ответов задумавшего, угадывающий
предлагает следующее сочетание, и т.д. Когда задуманное сочетание угадано,
игроки меняются ролями. В целом выигрывает тот, кто угадает задуманных «пятерых
паломников» с меньшего числа попыток; обычно успешным считается выигрыш с
пятой-шестой попытки. Игра
может вестись на доске, расчерченной особым образом (см. рисунок) с помощью фигурок восьми
цветов (соотв. красные, пестрые, желтые, зеленые, белые, коричневые, черные и
лиловые фигурки, набор для игры включает по 12 фигурок каждого цвета) или же на
листе бумаги, на вощаной доске и т.п., когда значки «паломников» рисуются от
руки. В Мэйане 6 в. Об. «Пять
паломников» считаются игрой, развивающей ум, приличной для жрецов, грамотеев и всех просвещенных лиц.
Для
примера приведем отрывок из «Повести о “Пяти паломниках”»:
Действующие лица — благородный Ревандра,
умбинский дворянин, мохноножка Динни
и мастер Байджи, устроитель стихий (но НЕ Байджи Ларбарский!) См., если
интересно, о тех же персонажах «Повести
о благородном Ревандре» и «Рассказы
о Байджи, устроителе стихий». Действие происходит в Ви-Баллу,
в жилых покоях мохнонога Джилла
Ларко, крупного торговца и банкира. Ревандра и его друзья, в том числе Динни,
несколько часов назад спасли устроителя Байджи из
заточения, где тот находился по причине несогласия с князем Атту-Варрой
Баллуским в вопросах искусства.
«Ревандра вертел в руках одну из деревянных
фигурок.
— У меня такое чувство, друзья мои, что поиски наши не продвинутся к цели,
пока мы не разберемся, как играют в этих «паломников». Надо найти умелого игрока.
Вы не спрашивали, Динни, нет ли такого здесь, в доме Джиллов?
Динни на мгновение задумалась. А потом подскочила:
— Есть! Байджи! Он наверняка если и не мастер
игры, то хоть правила знает!
Все вернулись к ложу бывшего устроителя. Он как раз трапезничал: жевал сало
без хлеба, запивал водкой.
— У нас к Вам дело, мастер. Вы играете в «пять
паломников»?
Байджи отложил кусок сала. Обтер руки об одеяло,
закурил трубочку.
— Играю. А что?
— Мы хотим с Вами сыграть.
— Не то чтобы я сейчас хорошо соображал.
— Но правила Вы помните?
— Более или менее.
— Сыграем. Скажем, на десять ланг.
— Мне поставить нечего.
— Ставьте Вашу рубаху. Или штаны.
— Они того не стоят.
— Не важно. Итак?
Динни поставила на стол доску с «паломниками».
— Мы играть не умеем. А деньги Вашему семейству пригодятся. Валяйте,
объясняйте, как играть.
— Это просто. Всего восемь разновидностей фигурок разных цветов. Возьмите
пять из них, чтобы я не видел, какие.
— Цвета в нашей выборке могут повторяться?
— Сколько угодно. Там в ящике должна быть такая крышечка. А на доске пять
линеек. И поперечные полоски: получаются клеточки.
— Тут линеек больше. Пять пошире и пять поуже.
— Узкие для другого. Еще должны быть этакие
бляшки: синие и рыжие.
— Ага, есть.
— Стало быть, расставляете Вашу выборку на пять широких клеток, ближайших к
Вам. И закрываете крышечкой. Расставили?
— Да.
Байджи сел на постели, чтобы удобнее дотянуться до
доски.
— Я должен угадать, каких «паломников» вы выбрали и в каком порядке их
расставили. Давайте мне оставшихся «паломников». А бляшки оставьте себе. Я буду
предлагать свои выборки. Если я угадал цвет, но не место, Вы ставите мне за
каждую отгадку по одной синей бляшке. Если и цвет, и место — то по рыжей. Для
этого и служат узкие клетки. Бляшки надо ставить на ту же строчку, где моя
подборка.
— И на те места, которые Вы угадали?
— Да нет, конечно! Иначе все будет слишком просто. В любом порядке. Принято
так: сначала рыжие, потом синие.
— А если у нас вообще такого цвета нет, как Вы предложите?
— Значит, не ставите ничего. Начали!
Байджи выставил на доске, на строчке, ближней к нему,
фигурки трех Охотников и двух Рыцарей.
— Один такой у нас есть. Но место Вы не угадали.
— Ставьте синюю бляшку.
Вторую строку Байджи занял тремя Чародеями,
Охотником и Лекарем.
— Две синих.
Байджи поставил трех Музыкантов, Чародея и Охотника.
— Одного угадали, другого нет. Рыжая и синяя.
— Так. Дайте-ка подумать.
— А со скольких попыток Вы должны угадать наш подбор?
— Это как условимся. Или просто потом сравним, со скольких попыток я
угадаю, а со скольких Вы. Чем меньше проб, тем лучше. Опытные мастера играют на
пять ходов.
На четвертой строке выстроились двое Купцов, Лекарь, Музыкант и Охотник.
— Вы же, вроде, уже отгадали Чародея. Что же Вы его убираете?
— Кого я отгадал, это Вы мне не подсказывайте. Я проверяю, какие еще могут
быть возможности.
— И зря. Две синих.
— Ясно. Лекарь, Рыцарь, Воин, Чародей, Музыкант.
— Это уже лучше. Четыре синих. Почти весь наш состав, только все не на
своих местах.
— Рыцарь, Лекарь, Музыкант, Жрец, Чародей.
— Четыре раза — рыжие. Блестяще!
— Чего блестящего-то? Значит, так. Проверим по порядку. Охотников у Вас
быть не может: согласно строчке первой. Либо Охотник, либо Рыцарь. Жрецов тоже:
иначе бы в последний раз Вы прибавили бляшек.
И Воинов нет. И Купцов нет.
— Нету.
— Один Чародей и один Лекарь есть точно: согласно строчке второй. И есть
один Музыкант: видимо, в третьем столбце. Это я его угадал в третьей попытке.
— А Чародея не угадали.
— В первых трех столбцах Чародея быть не может: по
строчке второй. И в четвертом: по строчке четвертой. Значит, он точно в пятом
столбце.
— Не придерешься.
— Рыцарь в первом столбце. Судя по строчкам первой, четвертой и пятой.
Лекаря надо куда-то приткнуть. И еще кого-то пятого найти. А мы уже, кажется,
все цвета перебрали. Ага! Двух Лекарей мы еще не пробовали?
— Ни разу.
— Значит, так тому и быть: Рыцарь, Лекарь, Музыкант, Лекарь, Чародей.
Динни сняла крышечку со своей строчки. Там стояли:
черный Рыцарь в первом столбце, дальше зеленый Лекарь, белый Музыкант, снова
Лекарь и пятым — лиловый Чародей.
— Вы молодец, Байджи.
— С седьмой попытки: скверно.
1 |
Охотник |
Охотник |
Охотник |
Рыцарь |
Рыцарь |
— |
|
|
|
|
2 |
Чародей |
Чародей |
Чародей |
Охотник |
Лекарь |
— |
— |
|
|
|
3 |
Музыкант |
Музыкант |
Музыкант |
Чародей |
Охотник |
+ |
— |
|
|
|
4 |
Купец |
Купец |
Лекарь |
Музыкант |
Охотник |
— |
— |
|
|
|
5 |
Лекарь |
Рыцарь |
Воин |
Чародей |
Музыкант |
— |
— |
— |
— |
|
6 |
Рыцарь |
Лекарь |
Музыкант |
Жрец |
Чародей |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7 |
Рыцарь |
Лекарь |
Музыкант |
Лекарь |
Чародей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рыцарь |
Лекарь |
Музыкант |
Лекарь |
Чародей |
|
|
|
|
|
— Теперь Вы загадайте. Мы отвернемся.
Байджи расставил свои фигурки под крышкой.
— Вообще-то если уметь считать, можно догадаться, какие фигурки Вы выбрали,
глядя на оставшиеся.
— Во первых, порядка их расстановки Вы так не
узнаете. И потом, это не принято. Для того фигурок в набор и кладут помногу,
чтобы на глаз их труднее было сосчитать.
— Ладно. Мы предлагаем: трех Лекарей и двух Жрецов.
— Одна рыжая.
— Три Лекаря, Рыцарь и Жрец.
— Предложение не принимается. Будь так, я бы в первый раз выставил Вам аж четыре рыжие бляшки. Надо заменить всех, кроме кого-то
одного. Такие правила.
— Ладно. Лекарь, два Рыцаря,
два Купца.
— Другое дело! Две синих.
— Жрец, Лекарь, три
Музыканта.
— Опять-таки, если Вы оставляете Жреца, то
Лекарь Вам не нужен, и наоборот. Потому что, следуя строчке первой, я задумал
только кого-то одного из этих двоих.
— Ну, тогда пусть будут
Жрец, Воин и Музыканты.
— Не годится. Из второй строчки надо оставить
двоих, только поместить их в другие столбцы. Два-то цвета, хотя и не места, Вы
угадали!
— Прав Светлый Князь Атту-Варра: с Вами, Байджи, не сговоришься. Хорошо: Музыкант, Лекарь, Купец,
два Музыканта.
— Две рыжих, одна синяя.
— Купец, Лекарь, Охотник, Музыкант, Чародей.
— Три рыжих, две синих.
— Поменяем местами Чародея и Музыканта.
— Всё. Угадали.
Байджи поднял крышку над своей выборкой. И точно:
желтый Купец, зеленый Лекарь, коричневый Охотник, лиловый Чародей, белый
Музыкант.
1 |
Лекарь |
Лекарь |
Лекарь |
Жрец |
Жрец |
+ |
|
|
|
|
2 |
Лекарь |
Рыцарь |
Рыцарь |
Купец |
Купец |
— |
— |
|
|
|
3 |
Музыкант |
Лекарь |
Купец |
Музыкант |
Музыкант |
+ |
+ |
— |
|
|
4 |
Купец |
Лекарь |
Охотник |
Музыкант |
Чародей |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
5 |
Купец |
Лекарь |
Охотник |
Чародей |
Музыкант |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Купец |
Лекарь |
Охотник |
Чародей |
Музыкант |
|
|
|
|
|
Бывший устроитель стихий стащил с плеч рубаху. Под одеялом выбрался из штанов.
Подал то и другое мохноножке — так лицедей, играя побежденного воина, вручал бы
супостату свой деревянный меч. Динни
сказала:
— Вы настоящий мастер игры. В Вашем-то хвором состоянии, да с первого раза
объяснить новичку всё так, чтобы он Вас обыграл… Нет,
Вы просто умница, Байджи!
— Многое зависит от дарований ученика. Проигрыш есть проигрыш. Две строчки!
Позор!
— Не грустите. Одежку Вашу я, так и быть, заберу. Выстирать ее не мешает.
Да и Вам искупаться, после тюрьмы-то! Я скажу, чтобы баню приготовили.
— Потом. Сначала дело.
— Которое?
— Спасение живой твари. В моем лице.
С этими словами мастер Байджи снова приложился к
бутылке.»
См. рисунок